Суббота, 20.04.2024, 08:59

Приветствую Вас Гость

Автогид по новостям мира авто

Новости мира авто [214]
Авто путешествия [61]
Автоспорт [33]

Главная » Статьи » Авто путешествия

Автопутешествие Алтай—Хакасия—Байкал

Всем доброго времени суток!

Пожалуй, начну с вводных данных…

Авто — Toyota Sprinter 1991 г.в., 1,6 л, 4ВД.
Экипаж — я и пополамка :).
Фото — Nikon L-120.

Маршрут: Усть-Илимск—Красноярск—Дивногорск—Хакасия—Ачинск—Белово—Таштагол—Турочак—Чемал—Усть-Сема—Кош-Агач—Акташ—Кату-Ярык—Горно-Алтайск—«Золотые пески»и(УОБАО)—Байкал—Усть-Илимск. Итого, около восьми тысяч километров.

После прошлогодней поездки на Алтай, по Чемальскому тракту и облазиванию всех легкодоступных мест, было еще с прошлого года заранее известно, куда поедем отдыхать в этом году. На Алтай.

Неспешно, долгими зимними вечерами, подумавали о маршруте… К весне надумали — Чуйский. Пофиг с кем, если никто не поедет, поедем одни. Так и получилось. На нашу авантюру никто не повелся :). Даже брат мой сказал: «Ну вас, я на Байкал». Непосредственно перед поездкой надумали заехать в Хакасию на озера. Перед выездом план маршрута был таков: УИ—Красноярск—Хакасия—Белово(дельце там было) —Таштагол—Алтай до Кош-Агача+попутно…

Дат не помню, обойдемся без них :), выезд был 18-го июня 2013 г.

В общем, утречком тронулись :). Дороги до Братска «не существует», как всегда, там асфальтовое направление… Пробились… По традиции по приезду в Братск — кофе в кофейне хорошего человека Игоря (наш привет!). Проскочили по магазинам быстренько и дальше поехали.

Без приключений ночью доехали до Красноярска. Дорога в районе Нижнеудинск—Канск, по сравнению с прошлым годом, стала получше, точнее, гравийки стало меньше :). Под утро проехал Красноярск и Дивногорск, где-то на серпантине нашел карман и завалился спать на пару часиков… Проспал часа четыре. Проснулись, сварили кофе (с собой молотого набрали+газогорелка). Утром поехали дальше в сторону Шира.

В районе обеда проехали Белё, Ширу и заехали на Тус, при съезде с дороги купили раков (привет продавцам!).

Лета в Хакасии, видать, не ждали… На Тусе при въезде отдали 300 рублей за въезд, перед нами извинились, что лето пришло слишком скоро и душ, к сожалению, не готов и не работает, но в бочки, которые расставлены по пляжу, воду возят стабильно :). Некогда спорить — устал. Выбрали место, разместились, сварили обед, поставили палатку.

Для тех, кто не знает, зачем на Тусе вода: озеро мегасоленое и соли в нем столько, что она в воде не растворяется и выпадает осадком на дно. После купательных процедур, просохнув на солнышке, сидишь в белом налете соли, и, дабы ее смыть, требуется пресная вода. Много.

В общем, накупались, обгорели на солнышке, грязем лечебным измазались и на следующий день двинули на Беле, попутно заехав на Шира.

Снова 300 рупий, но у нас уже беседка и почти личный туалет :). Расположились. Сварили ужин, пошлялись по берегу, вода холодная купаться ни-ни :(. Ночью пошел дождь, вечером понаехало соседей разных, в основном, молодежь с алкозастольями… Утром спали до последнего — ждали, что дождь кончится, не дождались. Свернулись и поехали на Туимский провал посмотреть. Навигатор нас чуть не туда завел, заблудившись и дважды спросив дорогу — выехали, только немного с другой стороны. Дождь не прекращался :(.

Туимский провал не впечатлил. Да, по местным меркам впечатляет: степь кругом, а тут дырка в горе…, причем, рукодельная… Погода нам ничего хорошего не предвещала, и мы решили ехать дальше.

По пути смотрю на наши «Кордиант спорт» и понимаю, что поездку они не выдержат, профукал давление и переднее колесо шибко потерлось по краям :(, в дороге подкачал, но это ничего не изменило. Посовещавшись, решили, что если резина нас подведет на Чуйском — будет швах :(. Едем до Ачинска, приезжаем в Ачинск — уже вечер. Тут мы пробиваем злополучное колесо. Все. Нам нужен «Шинтоп»! Звоню домой и прошу друга пробить быстренько адрес «Шинтопа» местного (спасибо Андрею Рязанову!), он диктует, навик тупит. Я к автобусникам местным — объясняют, что мы в трехстах метрах :), ставлю запаску — летим в «Шинтоп» :). Приезжаем, оказывается, что магазин еще открыт и шиномонтажка при нем уже должна была закрыться, но по каким-то причинам шиномонтажник еще на месте :). Я к нему — объясняю ситуацию и прошу переобуть вкруг. Спасибо ему — соглашается :). Мы сразу берем четыре «Данлопа» и переобуваемся :), нам везет — за все семь с чем то руплей :).

За ночь преодолеваем расстояние до Белово — утром там! В Белово находим местного ножедела Владимира Равко, дарю презент, забираю свой нож, едем дальше.

Где-то в обед приезжаем в Таштагол, в гости к одному очень хорошему человеку, кузнецу и ножеделу Куренкову Павлу (Привет!). Паша нас встретил. Я объясняю, что надо наточить нож и купить мяса нам с собой. Про баню было оговорено заранее :). Съездили в его мастерскую, пообщались на профессиональные темы, наточили нож и поехали на дачу в баню.

Баня у Павла из пихты срублена. А дача расположена в очень тихом и живописном месте. Половинка моя ее еще с прошлогодней поездки запомнила и заранее напросилась в баню :). Как мы парились, обожженные солнцем, рассказывать не буду :). Напарились, Паша сытно накормил нас мясом с мангала, и в ночь мы двинули на Турочак. Дорога Таштагол—Турочак грунтовая.

По сравнению с прошлым годом — стала хуже. Проехали Турочак и попали в зону какого-то аномально сильного тумана… Ехали по прибору — по навигатору…. Любимая диктовала мне дорогу. Ориентировался на ее право-лево и выхваченную туманками обочину. Подобрались поближе к Горно-Алтайску и завалились спать. Утром тумана уже не было, умылись и двинули дальше. Цель поставили — Узнезя. В прошлом году останавливались в частном домике «У Мазая» при въезде в село. Все понравилось. В этот раз тоже решили там остановиться. Отдохнуть от дороги и набраться сил.

Приехали к полудню. Рассчитались, пообедали и завалились спать. На кровати! На матрасе! Счастье :)! Проснулись ближе к вечеру и до темна решили съездить на водопад Бельтертуюк в переводе — «конец пути». В прошлую поездку мы чуть-чуть до него не доехали. Уточнили дорогу и поехали. По пути были какие-то могильники и петроглифы. Остановились — посмотрели- полапали :). Дорога до водопада грунтовая километров 50 или около, не помню уже… Есть пара опасных мест для пузотерок, типа нашей. Но ничего — мы справились :). Доехали до водопада, прогулялись вверх по течению, прикинув время на обратную дорогу.

Налюбовались и двинули обратно. Вернулись в Узнезю. Нажарили мяса, бережно доставленного из Таштагола в сумке-холодильнике. Договорились с «дедом Мазаем» (привет ему!) на утро съездить за местным «колоритом», т.е. за самогонкой местной, дабы домой «на попробовать» привезти. Сами мы алкоголь с милой никакой не употребляем совсем :). Выспались.

Утром поехали в какую-то деревню, где русских я не увидел, были только коренные. Нас встретил местный дядька, краем глаза я увидел, как и из чего гонится местная самогонка. Пригласил в дом. Налил мне какой-то штуки в пиалочку — типа, кумыса местного, а «дед Мазай» мне объяснил, что много этой штуки пить нельзя, ибо не прокакаюсь… Меня еще угостили каким-то местным копченым сыром — вещица бы неплохо пошла под пиво ;). Встал вопрос о предмете приезда — местной самогонке, которая называется «рачка». Как оказалось, бутылками эта косорыловка не продается. Меряется банками, двухлитровыми и трехлитровыми. Взял двухлитровую с уговором разделить с «дед Мазаем» по литре, попутно купив творожка натурального и сметанки свежей — половинка моя очень любит, а сам не ем. Вернулись в Узнезю. Собрались и поехали в сад пионов. Чего-то там за вход заплатили и погуляли по территории. Все клево сделано. Приятно погулять-посидеть, воздухом подышать.

Съездили в Чемал, на Патмос.

В Чемале закупились в супермаркете и двинули на Манжерок.

Приехали на озеро. Нашли местечко и расположились.

Нигде не прописано, что территория частная, туалеты разрушены. Расположились и заглянули в лесок, а там…. Там совсем не лесок-роща с рядками посажеными дубами — там толчок общественный!

Я уже было собрался свалить, но был уже вечер и рвать куда-либо не хотелось, тем более палатку уже поставили. Сварили ужин, поели. Взяли в аренду лодку, покатались по озеру на веслах.

Часов в 10 вечера подходит молодой человек с папочкой в руках и говорит: «С вас, ребяты, 200 рупий за то, что вы тут существуете, в сутки». Я спрашиваю: «А за что конкретно я плачу?!». Он отвечает: «Это мое озеро. Вот документы. Я его в аренду взял. Надо на что-то его содержать. Уборка там, строительство и содержание туалетов, порядок и чистота».

Прикольный тип :) Я говорю, что не совсем согласен платить за засранный лес, за отсутствие туалетов, за неубирающийся мусор. Читаю «бумашки». В них аренда 300 метров береговой линии под строительство кафе.

Говорю: «Покажи, где начинаются 300 метров и где заканчиваются. Мы переедем».

Он отвечает: «Это все озеро мое и даже тот берег».

Я ему сказал, что обязательно пропишу диалог и отношение в отчете о поездке, на что он сказал, что ему абсолютно ровно на мнение окружающих.

Для себя мы решили: на Манжерок более ни ногой.

Наутро собрались, заехали на подъемник, поднялись на малую Синюху (300 руб. с человека).

Пошлялись там, спустились и поехали в зубрятник и ботанический сад в Черге.

Ботанический сад не впечатлил после Сада Пионов, а вот Зубрятник интереснее :).

Приехали уже часов в 8 вечера. Дядька там добродушный такой говорит: «Покажу вам зубров, идите за мной. Аа вы как хотели — они тут не в зоопарке, а в питомнике, в природе». — и ведет нас к забору с калиточкой. Территория забора — неизвестно сколько гектаров… А стадо зубров пасется на полянке метрах в трехста… Чем дальше мы от калиточки и ближе к стаду, тем плотнее становится сфинктер… Он попутно рассказывает, что самочка этой бешеной коровы весит от 700 кг и как раз у них счас детки и с ними лучше не ссориться, а самец весит от 1 000 кг, и стартует этот болид с места в 60 км/ч…, короче, выбрали мы для себя безобидное расстояние и сказали, что ближе не пойдем.

Налюбовались этими жутковатыми коровами с милыми пушистыми детенышами, прикупили магнитиков (дядьке тоже жить надо) и поехали искать йолку с табуреткой.

Чего-то там километров через 15 навигатор отобразил кемпинг, на него мы и поехали.

Уже темнело, кемпинг был бесплатным и состоял из речки, большой поляны, двух беседок и одного двухстворчатого туалета.

В одной беседке уже расположилась компания из двух местных машин. Мы заняли вторую. Быстренько устроили палатку, поужинали и завалились спать. Дубак там у речки необыкновенный, спали, закутавшись в спальники с головой. Утром вылезло солнце, нагрело палатку и только тогда мы полноценно проснулись :).

Завтрак, кофе, поехали дальше… Чуйский тракт — по нашему мнению, самая красивая и живописная дорога! Ооочень красивые пейзажи. На Семинский перевал забрались незаметно. Наверху барахолка-сувенирка. Пошлялись. Дальше — Бомы, Чике-таман, степь…. Все красиво! Надо ВИДЕТЬ и чувствовать.

Чем дальше едем, тем тяжелее идет машина, и тут до меня доходит, что, если речка, вдоль которой мы едем, течет нам навстречу, то мы ползем в гору, и чем выше, в общем, мы поднимаемся — тем более разреженный воздух :).

Часов в 5 приехали в Кош-Агач, пытались найти душ. Безуспешно.

Развернулись и поехали в Акташ, по пути съехали с дороги в степь, разложили столик, сварили кофе, полюбовались пейзажем,…

…пофотались и вечером приехали в Акташ. Кое-как нашли там душ по 150 рэ с живой единицы. Душ совместный в две лейки. Намылись, наплескались и поехали в Улаган. В темноте проскочили Красные ворота, до Улагана я не дотянул, видать, душ подействовал, и мы где-то на обочине зарубились спать в машине. Ночью было холодно. Грели машину пару раз.

Улаган. Отдельная история. Приехали, заправились, магазины с 9 утра. На часах 8:30 местного. Я встаю около магазина, дремлю. Время 9:30 тишина… Еду в другие магазины, все с 9:00 и все закрыты… По пути встречаю маленький магазинчик… Режим работы с 10:00… Открыт… Захожу, на стене часы 8:38…. Чего-то пазл не складывается… Спрашиваю, точное ли время? Продавщица говорит, да. Туплю. Мне объясняют, что что-то у них там с переходом летнее-зимнее время, короче, у них время красноярское :). Ладно, покупаем, чего хотели, и едем на Кату-Ярык.

Едем по навигатору, какой-то перевал с грунтовой дорогой… Деревня… о! Паспарту…

У местного спрашиваем, куда рулить на Кату-Ярык. Он говорит, что Паспарта деревня тупиковая и мы не туда свернули, оказалось, мы еще и на перевале Ажу побывали :). Возвращаемся, находим своротку, пилим дальше… Дорога грунтовка. Лезем в какую-то горку. Поднялись, вид красивый и мы высоко. Спустились с горы и вот смотровая площадка и Кату-Ярык.

Погуляли сверху и поехали вниз.

Не так все страшно, как пишут. Нормально все, главное без фанатизма. Виток-два останавливались, остужали тормоза, хоть они и не сильно грелись. Спустились, набрали воды (привычка уже), проехали 30 км до Каменных грибов и водопада Учар. По пути с обоих сторон штук пять-шесть водопадов…

По ходу пробиваем колесо на остром камне. Выбор был невелик, либо поддон — либо колесо :(. Сбоку на колесе две дырки и суровая вмятина в диске. Ставлю запаску, убираю камень с дороги… Какая-то база туристическая: 100 руб. с палатки, вода, туалет, баня, столовка. Решили, что останемся, но шквальный ветер не дал даже палатку поставить :(.Я устал, голодный… Пока ехали, заприметил местечко с пляжиком песочным… Сворачиваем все и едем туда. Возвращаемся на 20 км.

Ветра там нет, спокойненько и уютно. Ставлю палатку, готовим обедоужин. С местом очень повезло, песочек прогрелся и я, как пацан, шлепал весь остаток дня босоногий :).

Ночь была ооочень теплая, а утром чуть прошел дождик. Мы выспались, обсудили дальнейшие действия.

Мой брат в этот момент находился на «Золотых песках» в УОБАО в Иркутской области. Тусил он там неопределенное количество времени и после собирался на Байкал, в Байкальск и на Теплые озера.

Мы решае, если он нас на песках дождется, едем с ним на Байкал. 1 000 верст уже не крюк ;).

Собираемся, едем назад.

Подниматься в Кату-Ярык на полноприводном пузотере вполне комфортно :). Машину не мучили, было на улице жарко, поднимались не спеша, через виток-два стояли, остывали.

Поднялись, пошлялись, встретили двух отчаянных мужиков на мото из Кемерова, пообщались чутка, поделились впечатлениями и двинули в ближайшую деревню искать шиномонтажку, я по пути видел вывеску с номером телефона мастера.

Едем до деревни, и с очередного спуска проваливается педаль тормоза :(.

Останавливаемся и ищем причину. Нашли. Задняя левая тормозная трубка не выдержала жестокой работы подвески и надломилась :(. Откручиваю трубку от шланга, жертвую подвесом на ножнах ради кусочка кожи, ставим пробку, а прокачать систему жидкости нет :(. Ползем до деревни, находим шиномонтажника и его мастерскую в сарае, думаем, чего делать с колесом. У него, на счастье, оказалось две жесткие заплатки, коими он заклеил дырочки в покрышке, камера у нас была с собой, поставили. На удивление, грыжи почти не было видно :). Купили у него же початую бутылочку тормозухи, узнали, где ближайшая разборка или магазин запчастей. Оказалось, в Горно-Алтайске :(.

Поехали в Акташ, заехали вечером в душ. Позвонили брату и спросили, дождутся ли они нас на «золотых песках». Сказал, дождуться. В ночь поехали на Горно-Алтайск. Тормоза с третьего качка чуть работали. Так и ехали километров 400… Где-то в пути заночевали. К обеду, поколесив по ГА, в безуспешных поисках запчасти (а день суббота) нас направили в Майму, сказали, что там есть разборка. Нашли, закрыто, выходной :(. Спасибо добрым людям — подсказали, что недалеко еще одна разборка имеется. Мы туда. Слава богу, успели. При покупке было ощущение, что продавец пророк :). Залетаю к нему — говорю, трубка нужна, блаблабла. Он кивает и из кармана достает трубку со словами «250 руплей» :). У них же беру две бутылки тормозухи и почти счастливый еду, ищу, где заменят и прокачают… Безуспешно. Выходные плюс запись.

Нахожу эстакаду старенькую при СТО. Пятьдесят руплей, и она у нас в честной аренде.

Заезжаем. Немного колдовства. Меняем. Прокачиваем, и — вуаля! — мы с тормозами! Непередаваемые ощущения :). По ходу замечаю, что на задней гранате пыльник порвало. Не смертельно.

Едем дальше в Таштагол. Я там часы забыл в бане. Находим Павла, несмотря на то, что телефон у него сел и больше номеров мы не знаем :), случайно в магазине сына его увидели, он сказал, что отец в мастерской. Нашли Пашу, забрали часы. В мастерской двум «однонаправленным» собираться противопоказано. Протрещали часа два :).

В ночь поехали на Кемерово, по пути поспали в машине и поехали дальше. К вечеру приехали к Тайшету. Опять поспали в машине. Проснулись, доехали до золотых песков часам к четырем вечера. За въезд 150 руб. отдали в сутки.

Там брат мой с подругой вполне конкретно расположились, даже туалет себе персональный соорудили :).

Пляжик песочный, на улице тепло. Вода не кипяток :(, вполне прохладная, но, если очень хочется, можно покупаться. Дно пологое, песчаное, проходишь тридцать метров — воды по колено. Место блюдётся администрацией. Все чистенько, убираются оперативно, машина несколько раз в день ходит.

Хотелось отметить, что было людно и шумно. Ночью тоже. Алкокомпанейские вечеринки :(. Если с детьми поедете — выбирайте местечко тщательнее. Может повезет ;).

На следующий день задул сильный ветер. Песок, по-моему, залетел даже в интимные места :). Мы быстро свернулись и уже в спарке двинули на Байкальск. Там родня. Расстояние небольшое. Вечером уже ужин у родни, душ и кровать :). На следующий день пошлялись по городу, сгоняли на Байкал, там пошлялись.

После обеда поехали на Теплые озера…

Тоже отдельная история… Приезжаем. КПП, шлагбаум, охрана и кассир. Спрашиваем, почем удовольствие? За сутки за машину 500 + за палатку 500! Спрашиваю, что мы будем иметь за 1 000 в сутки, нормальный туалет рядышком? Душ? Место стоянки сказочное? Отвечают, толчок общий без удобств. Место стоянки около речки, до озера топать. А чего вы хотели, земелька дорогая, говорят…

Около шлагбаума свой бесплатный палаточный городок… Люди по ходу приехали на продолжительное время отдохнуть — а тут все по писот :(, у некоторых авто +2 палатки = итого 1 500 в сутки. С переменчивой и капризной погодой Байкала…

Мы разворачиваемся проезжаем пару км, своротка, полянка около той же речки. Загажена предыдущими пользователями местечка. Убрались. Что горело, сожгли. Бутылки стеклянные сложили в сторонке в кучу. Расположились,

Замариновали заранее в Байкальске купленного мяса. Вечером пожарили. Погода портилась :(. Ночью пошел дождь :(, был до обеда.

После обеда немного прояснило, и брат с подругой поехали искупаться. Пока собирались, погода опять испортилась, и в итоге они купались под дождем. Мы не поехали. Пока ждали их, соорудили прикольный шалаш из папоротника :). До вечера был дождь, ночью было холодно и сыро. Утром проспались все, собрались и поехали в Байкальск. Заскочили опять к родне и вечером поехали в Усть-Илимск.

Ночью где-то перед Тулуном завалились спать в машинах. Проснулись, поехали в Гуран завтракать. Как раз к открытию приехали. Позавтракали и потихоньку с остановками и прочими тормозами доехали до Братска к обеду. Проехали по магазинам запчастей, нашли задний пыльник. 300 рублей. Заехали в «Арену» в кофейню. Поехали к Андрею, брату любимой, на дачу (привет ему!). Там развернули СТО.

Дружно заменили пыльник. До вечера катали вату, попарились в баньке и остались ночевать. Утром кофе, проезд по магазинам с растрачиванием оставшихся денег :). После обеда — домой в Усть-Илимск! Наконец-то! Три недели!

Дорога до Усть-Илимска оказалась сущим адом, это самая дерьмовая дорога во всей Сибири с учетом грунтовок!

Выводы…

Накатались вдоволь! Нахватались впечатлений надолго (на год хватило бы, а то моя уже спрашивает, куда на следующий год поедем). На Байкал мы больше ни ногой. На Манжерок тоже.

Отдельная благодарность Роману Никольскому и семейству Яриных за помощь в подготовке путешествия.

Всем до скорого ;).

Категория: Авто путешествия | Добавил: baton4ik (21.09.2013)