Идея съездить в Абхазию возникла у жены. В прошлом году ей там очень
понравилось, а съездить на авто было интересней, чем иными способами
(тем более, что это была первая дальняя поездка). Маршрут сознательно
выбирался в объезд трассы М4 «Дон», знаменитой ГАИ-шным беспределом. Итак. Авто: Daewoo Nexia 2007 г.в., пробег 71 000 км. Маршрут:
Екатеринбург—Касли—Кыштым—Карабаш—Миасс—Златоуст—Сим—Уфа—Самара—Маркс—Пугачев—Саратов—Камышин—Волгоград—Котельниково—Сальск—Песчанокопское—Григорополисская—Новокубанск—Курганинск—Кошехабль—Гиагинская—Белореченск—Апшеронск—Хадыженск—Шаумян—Туапсе—Лазаревское—Сочи—Адлер—Веселое—Гагра—Пицунда. Расстояние: 2 930 км. Расход бензина: 191 л /4 900 руб. в одну сторону. Расходы на ночевки и питание: 2 400 руб. в одну сторону. Навигация: Texet TN505 + Navitel 3.5. Связь: MegaJet MJ-100. Экипаж: два человека, водитель (я) и штурман (супруга). Старт: 5 августа, 22:30. Финиш: 9 августа, 00:30 (в пути трое суток). 1 сутки. Участок Заречный—Пугачев, 1 200 км Выехали
вечером, в 22:30. Есть разные мнения относительно выезда в ночь, но мы
руководствовались теми соображениями, что за первый день желательно
уехать подальше, водитель один и что ночью дорога свободнее. Так оно и
вышло. Единственное, что портило впечатление, так это то, что всю ночь
шел дождь. Кыштым оказался закрыт из-за ремонта дороги. Пришлось
ехать в объезд, указатели завели в глухой черный лес на грунтовую
дорогу, и закончились. Выручило постоянное правило: «Не знаешь, куда
ехать — ехай по главной», ну, и навигатор подсказал направление. По
выезду из леса указатели чудесным образом появились и сообщили, что
объезд был верный :). Потеря времени составила около часа. Утром,
около 7 часов, не доезжая 200 км до Уфы, первая остановка у придорожного
кафе. Поспали два часа в машине с приоткрытыми окнами (благо, ветровики
позволяли) и стартовали дальше. После Златоуста началась федеральная
трасса М-5 «Урал», которую мы окрестили «позором России». Немудрено —
двухполосная дорога, участки покрытия с выбросом гравия (конечно же,
из-под колес фур в стекло), кочки, ремонты дорог. При подъезде к Самаре, где М-5 заканчивалась, стало ощутимо теплее и появилось диво для уральцев — подсолнуховые поля. Тут
мы начали ощущать все преимущества кондиционера, который, пожалуй,
является самой важной опцией машины при поездке на юг. Он позволял
закрыть окна и ехать тихо, без шума и пыли. Саратовская область
поразила самым отвратительным качеством дорог и концентрацией «гиббонов»
на 1 км пути. Их было просто несметное количество, и вот тут самым
полезным образом проявили себя рация и радар-детектор, практически не
умолкавшие. Несмотря
на предосторожности, в районе Маркса все же пришлось пообщаться с
белорубашечными саратовскими гайцами, за обгон «газона», едущего со
скоростью 30 км/ч, через прерывистую линию, в зоне действия
незамеченного ранее знака «Обгон запрещен». Как мне потом рассказали,
это одна из распространенных гаишных фишек. Просили 5 000, сторговались
на 3 000. В дальнейшем, ни на прямом, ни на обратном пути нас не
останавливали. К 8 вечера добрались до первого промежуточного
пункта — Пугачева Саратовской области. С ночевкой проблем нет — к вечеру
вдоль дороги выстраиваются местные жители с табличками «ночлег».
Стоимость — 300 руб. с человека. 2 сутки. Участок Пугачев—Котельниково, 850 км В
Волгоградской области появились первые бахчи. Дыньку отрвать не удалось
— тут же подехал юноша на разбитой «шестерке» с вопросом, что это мы
тут делаем. Хотя мы и не пытались ее оторвать — просто сфотографировать
:). Зато купить арбузы и дыни можно на каждом шагу по смешной цене — 4 руб./кг арбуза. Самое
заметное во второй день пути — это Волгоград, чрезвычайно растянутый
вдоль Волги, который проезжаешь насквозь, протяженность города — около
70 км. В Волгограде, конечно же, заблудились, и на обратном пути на
мосту через Волгу попали в пробку из-за аварии — перевернулась и сгорела
«пятерка». Потеря времени — два часа. А некоторые волгоградцы не скрывают, что находятся в активном поиске: Дороги в Волгоградской области неплохие. В Котельниково (Волгоградская область) ночевка стоила 350 руб. с человека. 3 сутки. Участок Котельниково—Пицунда, 840 км Завершающий участок был самым интересным. После
н.п. Песчанокопское Ростовской области основная часть машин уходит на
М-4, в направлении Горячий Ключ—Джубгинский перевал. Мы же свернули с
основного пути и поехали по полям и станицам. И не пожалели: дорога
началась идеальная и оставалась такой до самого финиша. Куда-то
пропали все земляки, регулярно встречавшиеся до того, и мы гордо
поехали по Ростовской области, Ставрополью, Адыгее, Краснодарскому краю
единственные из 96 региона :). Ровная
дорога среди полей подсолнечника и кукурузы закончилась в Апшеронске.
После него начался извилистый и крутой Шаумянский и Гиохтский перевалы,
последняя преграда на пути с суши к морю. Протяженность их — 100 км,
перепады высот от 0 до 480 м над уровнем моря. Покрытие само по себе
ровное, но на Шаумянском перевале есть участок грунтовой дороги в 7 км. Преодолев
перевалы, мы, грязные как черти, после грунтовки плавно съехали в
Туапсе и впервые за всю дорогу увидели море. Туапсе нас встретил
пробкой, а на выезде начался знаменитый серпантин до Сочи протяженностью
120 км и с поворотами на 180 градусов с подъемами и спусками, хотя само
покрытие опять же почти идеальное. В Лазаревском опять
образовалась пробка из-за огромного количества отдыхающих, ходящих по
дороге вдоль и поперек (дорога идет вдоль моря). В Сочи были уже вечером. От Сочи до Адлера — широкая прямая дорога с мостами и тоннелями. На
границе с Абхазией, в Веселом, простояли в очереди два часа, заплатили
положенный взнос 150 руб., и, показав таможенникам российский паспорт,
затемно въехали в Абхазию. В Абхазии по непонятной причине
наотрез отказался работать навигатор. Впоследствии, он-таки заработал,
но уже на обратном пути, после пересечения границы. В полпервого ночи наш маршрут был закончен. Машинка ни разу не подвела. Единственное, что я с ней делал — это заправлял. Мы
ехали дикарями, без всякого предварительного бронирования или
договоренности с хозяевами, поэтому мы искупались с дорожки и остаток
ночи снова провели в машине. Утром мы отправились на поиски жилья, которое без проблем нашли за 300 руб. с человека в сутки в доме в 50 метрах от моря. Абхазия Про
Абхазию написано немало. Могу лишь поделиться впечатлениями о жаркой
погоде, доброжелательных жителях, невысоких ценах на проживание в
частном секторе, и высоких ценах на продукты. Абхазия практически не
производит своих продуктов (кроме сыра, вина, чачи и лимонада), все
остальное привозное из России. Не соглашусь с отрицательными
отзывами об Абхазии. Любителям спокойного или дикого отдыха, чистого
моря и воздуха и буйной красивейшей природы там понравится. На
пляже в Пицунде, в районе рыбзавода, на песчаном пляже есть зона для
любителей палаточного отдыха, оборудован душ и цивилизованный туалет. Есть
много экскурсий по наиболее туристическим местам (озеро Рица, Сухум,
Новый Афон, Гегский водопад, дачи Сталина, Черная Речка). Благо, на
своей машине к экскурсиям не привязан, мы проехали все эти места сами,
наездив по Абхазии 800 с лишним км. По дороге на Рицу у водопада
«Девичьи слезы» есть источник очень вкусной воды, которую мы потом
набрали с собой в обратную дорогу. Местные
гаишники нас ни разу не остановили, а вот наших соседей из Мордовии на
«Патриоте» тормознули за превышение скорости, оштрафовав на 500 руб. С
бензином проблем не было, заправлялись на «Роснефти» за 26,50 руб.
(заправок было две — у границы в Леселидзе и на полпути между Пицундой и
Гагрой). Абхазские дороги в основном весьма неплохи. Кочки и ямы
практически не встречаются. У местных жителей можно купить
мандариновый сок, компот из фейхоа, мед, вино, чачу. На рынке их лучше
не покупать (соки разводят водой). Любителям пеших прогулок по
горам раздолье — обилие горных дорог и тропок, в изобилии растет дикая
ежевика, которой можно до отвала наесться. Все природные красоты
диссонируют с разрухой после войны 1992-93 годов, практическим
отсутствием новостроек и развлекательной инфраструктуры. Если бы было
возможно впустить туда российских инвесторов и привести все это в
порядок, думаю, Турция бы рядом не валялась. В Россию звонить
можно, купив симку одного из двух местных операторов (паспорта не
нужно). Мы пользовались «А-Мобайлом» за 3,5 руб./мин. Вывозить из
Абхазии эвкалипт и мед официально нельзя (не выпускают абхазские
пограничники), алкоголь домашнего приготовления тоже (не впускают
русские). Но мы немножко эвкалипта вывезли, упрятав в машину подальше и
расчитывая на невнимательность пограничников в условиях потока машин,
которые нужно досмотреть. Расчет оказался верным :)). Совет:
непременно запаситесь кожным антисептиком для рук (в аптеке, спрей во
флакончике) не менее трех флаконов, смектой, фуразолидоном или цифраном,
регидроном. Почти все наши соседи переболели отравлениями, да и мы
тоже, правда, легко. Обратный путь Обратный
путь был примечателен мегаочередью на границе. Неудивительно — конец
августа. Мы простояли 9 (!) часов в очереди на жаре, а абхазские
пограничники пропускали вне очереди тех, кто даст взятку. Я не узнавал,
сколько именно, но говорили о 5 000 руб. Далее обратный путь ничем
особенным не отметился. Гайцы не останавливали. В Белореченске
(Краснодарский край) отведали вкуснейших блинчиков по невысоким ценам. Для
пробы решили взять с собой по паре арбузов из разных регионов —
краснодарские, волгоградские, ростовские. Самыми сладкими оказались
ростовские. Дабы избежать ужасных саратовских дорог на участке:
Саратов—Балаково—Маркс, избрали другой маршрут, через
Жигулевск—Сызрань—Тольятти. Там дорога действительно оказалась лучше, а
Тольятти в ночи весь сверкал и переливался огнями. В
Волгограде на сей раз не заблудились. Посетили Мамаев Курган и без
приключений, с забитой под завязку фруктами, винами, арбузами и прочим
машиной добрались домой, как принято писать, «усталые, но довольные»,
намотав за все путешествие 7 000 км.
|