Сразу оговорюсь, что отчет будет представлен в
виде фотоотчета, поскольку чукча не писатель :). К тому же, Норвегия из
тех стран, которую лучше смотреть, чем читать.
Еще задолго до
поездки, разглядывая картинки разных уголков нашей планеты, приметил для
себя три места, где хотелось бы побывать в среднесрочной перспективе:
Камчатка, Исландия и Норвегия. Самой доступной в материальном и
организационном плане оказалась Норвегия. Попутчики нашлись быстро, из
числа незнакомых мне людей. Из нас только Игорь был раньше в Норвегии,
для меня так это вообще первая поездка за границу :).
Маршрут,
хоть и был заранее запланирован, постоянно менялся по погодным и прочим
причинам. В общем, маршрут получился следующим:
Москва—Тверь—Санкт-Петербург—Выборг—Брусничное
(граница)—Хельсинки—Турку—(паром)—Стокгольм—горы, фьорды и острова (см.
карту)—Осло—Стокгольм—(паром)—Турку—Хельсинки—Торфяновка
(граница)—Санкт-Петербург—Тверь—Москва.
Итак,
заправив баки и попив кофе на заправке, стартовали мы ночью из Твери
тремя машинами. Долетев по пустой дороге до Питера, доукомплектовали там
экипаж нашей машины еще двумя человеками и выдвинулись в сторону
границы. Наш экипаж: Игорь (Москва), он же организатор поездки; автор,
то бишь я, Денис (Тверь), водитель; Лёша (Санкт-Петербург), Лена
(Санкт-Петербург) и Toyota Caldina, 1,8.
Таким
образом, проехав от Твери около 1 000 верст, к вечеру были уже в
Хельсинки. Немного погуляли по городу и, уже сонные, двинулись в сторону
Турку. Без круиз-контроля оказалось довольно утомительно соблюдать
скоростной режим по финским дорогам. Подремав несколько часов в машине,
утром загрузились на паром и там уже выспались, как следует.
Вечером
второго дня мы уже гуляли по Стокгольму. Город так понравился, что на
обратном пути решили провести в нем побольше времени. На следующий день,
проехав мимо большущего тролля, мы оказались в Норвегии. Тут наши пути с
другими экипажами разошлись, и дальше мы путешествовали на одной
машине.
Сразу
скажу, что философия поездки — максимум природы, желательно не в
раскрученных местах, где снуют толпы туристов, и минимум городов и
искусственных достопримечательностей. Правда, один раз, на почве
надоевшей облачности и дождей, у нас все-таки случился «приступ
культуры» и мы рванули в Олесунн, о чем ни разу не пожалели. Оказалось,
это один из самых красивых городов Норвегии с уникальной архитектурой в
стиле модерн. Впрочем, о нем позже.
Далее пойдут в основном фотографии с комментариями.
Первый
маршрут, запланированный как разминочный, был на вершину Skjold. Тропа
оказалась отлично размеченной, по всему маршруту стояли пирамидки.
Поднимались около трех часов. Там же и заночевали.
Следующей
нашей точкой была долина Jordalsnuten, а точнее вершина Bakkanossi.
Дорога шла через Лаэрдальский тоннель — самый длинный автомобильный
тоннель в мире, длиной 24,5 км. Проезд по таким длинным туннелям у меня
лично вызывал дизориентацию в пространстве и ближе к концу тоннеля было
ощущение, что дорога идет вертикально вниз или вверх :). Перед тоннелем
остановились у симпатишной деревянной кирхи, построенной в 12 веке.
Но
тоннели в Норвегии разные, есть цивилизованные, как Лаердальский, а
есть очень даже дикие, как этот, ведущий к следующей ключевой точке
нашего маршрута. Как только мы въехали в этот страшный и темный тоннель,
я высадил своих попутчиков, чтобы не сесть на мель, договорившись
встретиться по ту сторону. Как оказалось, никто из них не взял ни
фонарика, ни телефона. Потом я не раз слышал историю про красные огни
машины, скрывающиеся за поворотом, и наступающей кромешной тьме :).
Долина
Jordalsnuten встретила нас дождливой погодой. Показать с этого дня
особо нечего, хотя эмоционально это был самый насыщенный день для всех.
Дело в том, что долина превратилось в болото, а поднявшись выше, мы
заблудились в тумане, насквозь промокли, и под конец дня пришлось вброд
переходить горную речку. Больше в такую погоду мы в горы не ходили.
После того как мы пришли в себя и немного подсохли, не спеша двинули западнее, в сторону океана и хорошей погоды.
Путь
к острову Рунде проходил через несколько живописных мостов, очень
органично вписывающихся в окружающий пейзаж. Вообще в Норвегии, помимо
паромов, очень много разных мостов, благодаря которым есть транспортное
сообщение с небольшими прибрежными островами.
Разбив палатки среди скал, недалеко от дороги, наблюдали проходящие мимо корабли и уходящий циклон, который так нам надоел.
Рунде,
он же Птичий остров, примечателен огромным (около полумиллиона)
количеством птиц, гнездящихся в основном на скалах. Визитная карточка
острова — забавные птички тупики, которых мы так и не увидели. Говорят,
они прилетают к вечеру. Зато удалось посмотреть, как охотится большой
поморник и как, в свою очередь, за ним охотятся крутые фотографы с
огромными телеобъективами.
Погода
тем временем совсем наладилась и на острове мы провели почти весь день,
хотя обойти его так и не успели. Вообще остров запомнился сильным
ветром, который буквально сбивал с ног, соленым воздухом, и красивым
видом на океан, когда линия горизонта почти не заметна, а искрящаяся на
солнце вода плавно переходит в голубое небо.
Вернувшись
к нашей машине, с радостным удивлением обнаружили рядом машину с
питерским номерами. Так, совершенно случайно, встретились с Мишей и
Юрой, с которыми общались еще до поездки. Несмотря на то, что мы
двигались в противоположных направлениях, решили пару вершин покорить
вместе.
Molladalen
встретил нас хоть и сухой, но облачной погодой. Поэтому набрав 600
метров высоты до озера Storevatnet и уперевшись в облачный «потолок»,
пришлось возвращаться и решать, как компенсировать неудачный трек.
Тут
мы разделились: Миша, Игорь и Юра решили попытать счастье на соседней
горе, а мы втроем, нарушая концепцию путешествия, отправились в Олесунн
:). Город полностью сгорел в 1904 году, и за три года был отстроен
заново в стиле «ар нуво», о чем напоминают надписи на домах типа «Anno
1905».
А вечером опять заморосил дождь, напомнив, что пора
возвращаться к нашим горцам. Правда, мы не учли, что паромы по ночам не
ходят, а в кемпинг ехать было уже поздно, пришлось заночевать в машине.
Наутро,
воссоединившись с командой, опять разделились :). Самые влагостойкие
пошли покорять гору Sylvkallen, высотой 1 300 м, а мы с Леной пошли
смотреть, куда ведет строящаяся грунтовая дорога. Вела она к большому
экскаватору, который её строил, а рядом обнаружилась тропинка, по
которой спускались какие-то норвежцы. Выяснили, что дальше будет very
nice lake, и решили до него дойти.
Побродив
вокруг озера в надежде найти продолжение маршрута,
заметил подбирающийся к нам снизу туман. Мы, памятуя о наших
приключениях в Jordalsnuten, и что тропинка местами пропадает, решили,
что пора «делать ноги» :).
В это время на вершине Sylvkallen :).
Следующий
день ничем особенным не запомнился. Катались по комунне Stryn,
запаслись продуктами, а вечером устроили легкую прогулку к леднику
Kjenndalsbreen, который уже изрядно подтаял и сильно не впечатлил.
На
следующий день мы отправились в соседнюю долину, чтобы подняться на
вершину Kattanakken и заодно посмотреть другой рукав
ледника Briksdalsbreen. По сравнению со вчерашним ледником, где мы
никого не встретили, этот оказался осажденный туристами, в основном
японцами, которых на электромобилях возят прямо к леднику. Но нас
интересовала вершина Kattanakken, высотой 1 450 м. Маршрут оказался не
самым простым. Вначале потеряли тропу и шли по склону напролом, через
лес, потом был и скользкий снежник, и сыпучие «живые» камни, и даже
небольшой камнепад, который образовал Игорь, ушедший вперед. Все это
немного подорвало наш моральный дух, и до вершины из нас троих добрался
только Игорь :). Хотя до конца оставалось немного, но, попробовав «на
зуб» довольно отвесные камни, мы с Мишей решили не рисковать, о чем
теперь жалеем. Как бы то ни было, это был один из самых лучших дней и
виды с вершины были потрясающие. Вечером экипаж «Шкоды» в лице Миши и
Юры нас покинул, а мы, переночевав, поехали на север, в сторону
Гейрангер-фьорда.
В левом нижнем углу крошечные пикселы — те самые электромобильчики.
Гейрангер-фьорд,
наша следующая точка маршрута, входит в список всемирного наследия
ЮНЕСКО, а путь к нему лежит по красивейшей 63 дороге, на которой, в свою
очередь, находится известный серпантин Trollstigen. Очень популярная
среди туристов дорога, проходит на высоте более 1 км.
Вид на Гейрангер-фьорд со смотровой площадки Dalsnibba (1 500 м).
По пути совершенно случайно остановились у моста, под которым был найден красивый водопад.
Дорога Орлов.
А
вот и Trollstigen, Лестница Троллей. Не меньше часа наблюдали сверху,
как игрушечные машинки и автобусы разъезжаются на этом серпантине. Хотя
это далеко не самая страшная, как написано во всех путеводителях,
дорога. Скорее интересная, особенно для владельцев каких-нибудь Porsche
911 :). А вот водителям автобусов не позавидуешь.
После знакомства с Гейрангер-фьордом мы продолжили путь на север, к Атлантической дороге.
Экипаж
«Шкоды» нам посоветовал заехать в пещеру Trollkyrkja, которая была по
пути, и сказали, что там даже интереснее, чем на Атлантической дороге.
Так оно и оказалось. Атлантическая дорога, конечно, красивая, на такие
мосты мы уже видели, когда ехали на Птичий остров, да и другие дороги
вдоль побережья, думаю, не менее красивы. А вот пещера... пещера
представлялась мне навроде Новоафонской, что в Абхазии, с большими
залами, железной дорогой...
Скоро я понял, что заблуждался и что
пещеры бывают разные и дикие :). И еще оказалось, что до нее надо
довольно далеко идти. Тропа шла по полю, затем через дремучий лес пошла
вверх, и, наконец, набрав прилично высоты, вышли к совсем неприветливому
и веющему холодом входу в пещеру. К тому же шел дождь, и уже темнело,
что только нагнетало атмосферу. Лена отказалась лезть в пещеру и пошла
обратно, а мы с Игорем обследовали там два уровня и вылезли на
поверхность где-то над входом, в туман, как в Silent Hill. Говорят, что
есть третий уровень, но мы его, видимо, не нашли. А в хорошую погоду с
вершины горы, где находится пещера, открываются неплохие виды, судя по
фотографиям из интернета.
Состоящая
из восьми мостов Атлантическая дорога, была признана британской
газетой Guardian самой красивой дорогой в мире. Поэтому мне так хотелось
по ней прокатиться.
Atlantic
road была крайней точкой нашего маршрута, и поскольку дни отпуска и
визы подходили к концу, пора было возвращаться. Погода нас не
баловала до самого Осло, поэтому мы особо нигде не задерживались. Разве
что заехали в город Molde на смотровую площадку, потом еще в пару
городков, и свернули с Е-6 на высокогорную 55-ю дорогу. Было бы неплохо
провести там день-другой, но был сильный ветер и периодически
накрапывающий дождь и из машины выходить не хотелось. Поэтому, чтобы
хоть через окна машины полюбоваться на суровые пейзажи, я принял решение
ехать не к парому, а преодолеть около 25 км по узкой горной дороге,
ведущей к городу Ovre Ardal, хотя последний серпантин, на спуск к
городку, нелегко дался перегруженной машине.
Обратный
путь прошел без приключений. Как и планировали, нанесли визит в Осло.
Долго искали бесплатную парковку. В итоге, остановились у российского
посольства, посчитав, что машину с российскими номерами там не тронут
:). День на осмотр достопримечательностей, и едем дальше.
На
пути в Стокгольм заехали в Карлстад, обычный шведский городок, где
кроме собора и вкусной курицы-гриль, ничего интересного не обнаружили.
Столица
Швеции встретила нас красивым закатом. Весь следующий день мы гуляли по
этому замечательному городу. Понравилось метро, необычное и интересное,
а также огромный шар — Globe, в котором находится
спортивно-развлекательный комплекс. Ну и, конечно, Старый Город.
В
завершение, хочу сказать, что очень понравился симбиоз невероятно
красивой природы и цивилизации. С одной стороны, горы, фьорды, горные
речки, озера и бесчисленные водопады, а с другой стороны, великолепные
дороги, серпантины, тоннели, паромы и почти сказочные города типа
Стокгольма и Алесунда.
А еще порадовало количество скандинавцев,
занимающихся спортом. Бегают, катаются на велосипедах, лыжероллерах. У
них для этого созданы все условия. Даже в небольшом городке мы увидели
три стадиона.
И, конечно, нельзя не отметить огромное количество раритетных и просто необычных автомобилей, вот некоторые из них:
Немного сухих фактов и цифр.
За
25 дней пройдено больше 6 000 км, по самой Норвегии немного, 50-200 км в
день. Машина была перегружена на 150 кг сверх допустимого, днищем
чиркали иногда даже по асфальту. Тем не менее, машинка ни разу не
подвела. Собственно, за 1,5 года, что она была у меня, ни разу и не
ломалась. Расход по трассе — 6-6,5 л, в горах — 7 л на «сотню».
Цены
на топливо в Норвегии — 70 руб., в Швеции — 60 руб. Платных дорог
попалось две, одна в горах, 150 крон, вторая — туннель под Стокгольмом,
фотографирует камера, квитанция на оплату пока не приходила.
Ночевали в палатках, один раз в непогоду снимали домик. Мылись в кемпингах.
Продукты покупали в супермаркетах. Цены на продукты своих брендов «Extra» или «First Price» сравнимы с московскими.
Бюджет поездки — 15 тыс. руб. с человека за всё, кроме сувениров.
Непременно
вернемся в Норвегию, в следующий раз хочется увидеть песчаные пляжи
Лофотенских островов и полазать по горам, которые поднимаются прямо из
воды.